Дуглас Р. Хофштадтер
Перевод Ю. Данилова, "Знаниие-сила" 9 1991г.
Трехголосовая инвенция
Ахилл (греческий воин, самый быстроногий из всех смертных) и Черепаха стоят на самом солнцепеке, у начала пыльной беговой дорожки. У противоположного конца дорожки на высоком флагштоке поднят большой прямоугольный флаг. Все его полотнище красное, но в одном месте в нем вырезано небольшое круглое отверстие, сквозь которое виднеется небо.
Ахилл: Что за странный флаг висит там, на другом конце беговой дорожки? Он чем-то напоминает мне одну гравюру моего любимого художника М.-К. Эшера.
(лента Мебиуса. М.-К. Эшера)
Черепаха: Это флаг Зенона.
Ахилл: Может быть, дыра во флаге напоминает по форме отверстие в листе Мебиуса на гравюре Эшера? Одно могу сказать: с этим флагом что-то не так.
Черепаха: Круглое отверстие, вырезанное в полотнище флага, имеет форму цифры, обозначающей ноль –любимое число Зенона.
Ахилл: Но ноль еще не изобретен! Его придумает некий индийский математик лишь несколько тысячелетий спустя. А это, мистер Черепаха, доказывает справедливость моего утверждения о том, что флаг не может существовать.
Черепаха: Ваши аргумент убедителен, Ахилл, и я вынужден признать, что такой флаг действительно невозможен. И все же он необычайно красив, не правда ли?
Ахилл: О да, красота флага не вызывает ни малейших сомнений.
РИС. 10 Лента Мебиуса I, M. C. Escher (1961).
Черепаха: Хотела бы я знать, не связанна ли красота флага каким-то образом с тем, что он не может существовать. Не знаю. Мне все было недосуг заняться анализом того, что такое Красота. Ведь Красота – это Воплощение Сути, а у меня все не было времени поразмыслить о Воплощении Сути.
Ахилл: Когда вы, мистер Черепаха, говорите о Воплощении Сути, означает ли это, что вы размышляли над Смыслом Жизни?
Черепаха: О небо, нет!
Ахилл: А вы ни когда не задумывались над тем, почему мы здесь и кто нас создал?
Черепаха: Это совершенно другая материя. Все мы, как вы вскоре увидите, - творения Зенона, а здесь мы для того, чтобы участвовать в состязании по бегу.
Ахилл: Участвовать в состязании по бегу? Да это же оскорбление! Мне, самому быстроногому из смертных, состязаться с вами, медлительнейшим из медлительнийших существ! В таком состязании нет никакого смысла.
Черепаха: Вы можете дать мне фору.
Ахилл: И фора должна быть немалой!
Черепаха: Не возражаю.
Ахилл: Но я все равно догоню вас – раньше или позже, вероятнее всего, раньше.
Черепаха: Нет, если все обстоит так, как в парадоксе Зенона, то вам никогда не удастся догнать меня. Видите ли, Зенон надеялся с помощью нашего состязания показать, что движение невозможно. И поистине Движение Внутренне противоречиво и потому Невозможно. Зенон доказывает это весьма изящно.
Ахилл: О, да, теперь я припоминаю знаменитую дзен-буддистскую притчу о дзен-буддистском верховном жреце Зеноне. Вы совершенно правы: эта притча действительно весьма незамысловата.
Черепаха: Дзен-буддистская притча? Дзен-буддистский верховный жрец? Что вы имеете в виду?
Ахилл: Я говорю о следующей притче: "однажды два монаха вели спор о флаге. "Движется флаг", - утверждал один. "Движется ветер", - возражал другой. Мимо случилось проходить шестому дзен-буддистскому патриарху Зенону. Он молвил монахам: "движется не ветер и не флаг, движется разум."
Черепаха: Боюсь, что вы что-то путаете, Ахилл. Зенон, о котором я говорю, отнюдь не дзен-буддистский верховный жрец. В действительности он древнегреческий философ из города Элея, расположенного на полпути между пунктами А и В. Через много веков он станет знаменитым благодаря своим парадоксам, или апориям, о движении. В одной из его апорий центральное место занимает состязание по бегу между мной и вами.
Ахилл: Я все перепутал. Я отлично помню, как неоднократно повторял имена шести патриархов дзен-буддизма и всегда говорил: шестой патриарх Зенон, шестой патриарх Зенон... (Внезапно подул легкий ветерок.) Вы только взгляните, мистер Черепаха, как развевается флаг! Мне так нравится смотреть, как бегут складки по его мягкой ткани. И вырезанное в полотнище круглое отверстие так же развевается!
Черепаха: Не говорите глупостей. Флаг не существует, следовательно, он не может развиваться. Движется ветер. ( В этот момент мимо проходит Зенон.)
Зенон: Привет! Привет! О чем спорите? Что нового?
Ахилл: Движется флаг.
Черепаха: движется ветер.
Зенон: Друзья! Друзья! Прекратите ваш спор! Оставьте сарказм! Отбросьте разногласия! Я разрешу сомнения! Стоит ли спорить в такой прекрасный день?
Ахилл: Должно быть, этот незнакомец валяет дурака.
Черепаха: Подождите, Ахилл. Послушаем, что он скажет. О неизвестный господин, соблаговолите поделиться с нами вашими мыслями о предмете спора.
Зенон: С превеликим удовольствием. Ни ветер, ни флаг – ничего не движется. Не движется вообще ничего. Ибо я сформулировал великую Теорему, которая гласит: "Движение Внутренне Противоречиво и потому Невозможно". Из этой теоремы следует еще более великая Теорема – Теорема Зенона: "Движение не существует".
Ахилл: Вы сказали "Теорема Зенона"? О господин, уж не философ ли вы Зенон Элейский?
Зенон: Он самый, Ахилл.
Ахилл: (в удивлении чешет затылок): Откуда он узнал мое имя?
Зенон: Могу ли я надеяться, вы оба выслушаете меня и узнаете, в чем суть дела? Сегодня по дороге в Элею из пункта А я тщательно пытался найти кого-нибудь, кто вник бы в мои стройные рассуждения. Но все, кто мне встречались в пути, куда-то спешили, и у них не было времени, чтобы выслушать меня. Вы даже не представляете как тяжело получать отказ за отказом. Не подумайте, пожалуйста, будто я намериваюсь взвалить на вас свои заботы. Я хочу попросить вас лишь об одном одолжении: не уделите ли вы выжившему из ума старому философу несколько мгновений, что бы он изложил вам свою эксцентричные теории? Ручаюсь, это не займет много времени.
Ахилл: Разумеется, мы с радостью выслушаем вас, что вы скажете. Прошу вас. просветить нас. Я говорю от имени нас обоих, потому, что мой компаньон, мистер Черепаха, только что с величайшим почтением поминал о вас и. В частности, о ваших апориях.
Зенон: Благодарю вас. Видите ли, мой Учитель, пятый патриарх, наставлял меня, что реальность единственна, недвижима и неизменна; всякая же множественность, любое движение и изменение – не более, чем обман чувств. Некоторые с насмешкой отзывались о его взглядах, и я вознамерился абсурдность подобных насмешек. Мои доводы очень просты. Что бы изложить их, я прибег к двум вымышленным персонажам: Ахиллу, греческому воину, самому быстроногому из всех смертных, и Черепахе. В моей притче они, поддавшись на уговоры прохожего, устраивают состязание по бегу. Выигравшим считается тот, кто первым добежит до флагштока, на котором полощется на ветерке флаг. Предположим, что Черепаха, как гораздо более медлительный бегун, получает фору, скажем, в десять стадий. Состязание начинается. Гигантскими скачками Ахилл преодолевает расстояние, отделявшее его от того места, откуда стартовала Черепаха.
Ахилл: Вот видите!
Зенон: Но Черепаха успевает уползти и опережает теперь Ахилла ровно на одну стадию. В несколько мгновений Ахилл преодолевает и это расстояние.
Ахилл: Хо-хо!
Зенон: Но к этому времени Черепаха успевает продвинуться чуть дальше. В какой-то миг Ахилл покрывает и это расстояние.
Ахилл: Хи-хи-хи!
Зенон: Но сколь ни быстротечно время, которое потребовалось Ахиллу, чтобы преодолеть последнее расстояние, Черепаха успевает проползти чуть вперед, и Ахилл по-прежнему остается позади. Как вы теперь видите, для того чтобы Ахилл мог догнать Черепаху, в игру "Попробуй догони!" нужно сыграть бесконечно много раз. Следовательно, Ахилл никогда не догонит Черепаху.
Черепаха: Хе-хе-хе-хе!
Ахилл: Гм! Гм… гм… гм.. Ваши рассуждения кажутся мне ошибочными, хотя я и не могу сказать, где именно кроется в них ошибка.
Зенон: Хорошая головоломка? Это мой любимый парадокс.
Черепаха: Прошу прощения, Зенон, но мне кажется, что ваша притча иллюстрирует неверный принцип. Разве не так? То, что вы нам сейчас рассказали, через много столетий станет называться апорией Зенона "Ахилл и Черепаха". Эта апория показывает –гм! – что Ахилл никогда не догонит Черепаху, а то, что "Движение Внутренне Противоречиво и потому Невозможно", доказывает другая ваша апория, "Дихотомия", не правда ли?
Зенон: Позор мне! Разумеется, вы правы. В этой апории утверждается, что для того чтобы попасть из пункта А в пункт В, необходимо сначала преодолеть половину расстояния, отделяющего А от В, а для этого сначала нужно преодолеть половину половины, и так далее. Как вы видите, обе апории толкуют более или менее об одном и том же. Честно говоря, у меня есть лишь одна Великая Идея, я лишь по-разному ее использую.
Ахилл: Готов поклясться, что в ваших рассуждениях кроется какая-то ошибка. Я не могу указать, в чем именно она заключается, но полагаю, что исправить ее невозможно.
Зенон: Вы сомневаетесь в правильности моего парадокса? Почему бы вам не проверить его на собственном опыте? Видите красный флаг вон там, у дальнего конца беговой дорожки?
Ахилл: Вы имеете в виду тот невозможный флаг, заимствованный с гравюры Эшера?
Зенон: Именно! Что вы скажете, если я предложу вам и мистеру Черепахе провести состязание по бегу? Разумеется, вы дадите мистеру Черепахе фору, скажем...
Черепаха: На десять стадий.
Зенон: Хорошо, пускай будет на десять стадий.
Ахилл: Готов хоть сейчас.
Зенон: Превосходно! Это будет захватывающее состязание! Еще бы – эмпирическая проверка моей строго доказанной теоремы! Мистер Черепаха, прошу вас занять исходную позицию в десять стадий впереди Ахилла. (Черепаха переползает на отметку, находящуюся в десяти стадиях впереди черты, от которой приготовился взять старт Ахилл.) Оба приготовились?
Черепаха и Ахилл: Да!
Зенон: Внимание! На старт! Марш!
|